В целом экономика России, как и мира, находится в состоянии кризиса. И сжимается. Официальный рост на конец 2013 г назначен в 1%.
Рынок Рунета продолжает расти и составляет 25 % в год.
10 октября в ИТАР-ТАСС прошла презентация исследования «Экономика Рунета 2012–2013», проведенного РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке крупнейших игроков Рунета. В ходе мероприятия был представлен подробный отчет о состоянии интернет-экономики России за текущий период времени, раскрыта картина динамики ее развития, показаны структура, точки роста и сдерживающие факторы.
В 2013 году средний рост исследованных сегментов составит не менее 25% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны. В то же время, размеры экосистемы интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию, составили более 4,3 трлн рублей, что сравнимо с 6,9% ВВП России. По данным исследования, объем рынков контента и сервисов составил 563 млрд руб. а рынка электронных платежей — 268,7 млрд. руб., что суммарно представляет собой примерно 1,3% от ВВП России за 2012 год.
Экспертами были оценены наиболее активные и крупные рынки индустрии рекламы и маркетинга. Характерный рост и развитие наблюдается в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа и поисковых системах. На момент проводимого исследования объем рынка media рекламы составил 19,20 млрд руб. что на 21% больше чем в 2011 году. Ожидаемый рост в 2013 году составит еще 16%.
Контекстная реклама за 2012 год набрала в объеме 37,55 млрд. руб., что составило рост в 55%. Прогноз на 2013 год по оценки специалистов составит еще 28%. Видео реклама за текущий промежуток времени выросла на 118%, до 1,74 млрд. руб., и ожидаемый прогноз на текущий год составляет 72%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 10,24 млрд. руб., что в процентном показателе составило рост на 20%. Почти аналогичный рост в поисковом продвижении (19%) ожидается по итогам 2013 года. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях был оценен на 2012 в объеме 4,67 млрд. руб., с перспективами роста в 32%.
Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах:
Сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 153,20 млрд руб. что составляет прирост 40% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 29% в 2013.
В рамках исследования этого года были выделены услуги по предоставлению вычислительных мощностей для размещения и/или хранения информации в интернете, доступа к веб-приложениям, продажа доменных имен.
Объем доменного рынка: 2,18 млрд руб.
Хостинг - индустрия: 4,38 млрд руб.
Объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 3,22 млрд рублей в 2012 году, с ожидаемым ростом в 53%.
Наконец, самостоятельно был оценен игровой рынок, включая цифровую доставку игровых приложений через интернет, игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений. Объем рынка игр составил 28,58 млрд. руб. в 2012 году.
Как показало исследование, в развивающейся интернет-экономике границы рынков быстро меняются, и эксперты не всегда готовы очертить эти границы. А с ростом популярности новых гаджетов и моделей дистрибуции задача лишь усложняется. Так все большее количество сервисов по формальным признакам можно отнести к облачным, а электронные платежи становятся «кровеносной системой» интернет-экономики, переплетенной со всеми другими сегментами рынка. С другой стороны такие сегменты, как игровой рынок или Online Travel заслужили более подробный анализ в рамках исследования.
Планшеты и мобильные устройства связи, которые заменяют стационарные компьютеры и ноутбуки, телефоны заменяются коммуникаторами, время нахождения пользователей в режиме online стремительно растет. За последние десять лет, время нахождения населения РФ в сети выросло в двадцать раз. Им на смену приходят Google Glass – интернет очки и носимые как часы микро-коммуникаторы.
За право монопольно продавать рекламу на своих площадках. В качестве основного противника на рынке продвижения выбраны фрилансеры по сео оптимизации, которые постоянно хищнически уничтожают рынок продвижения и контекстной рекламы своими низкими ценами. Давление фрилансеров сдерживает рост цен на услуги по сео оптимизации. Однако смена алгоритма Яндекс должна привести к тому, что черные и примитивные способы продвижения, которыми пользовались сео-фрилансеры перестанут быть эффективными. На рынке останутся более крупные игроки, которые используют более сложные способы продвижения связанные с реальной оптимизацией и улучшением качества сайтов. Поскольку соотношение фрилансеров с промо компаниями ориентировочно составляет 1 к 10, то можно ожидать, что предложение услуг сео-фрилансеров, которые только и могут что закупать ссылочную массу и писать "говно тексты", сократится в несколько раз. Это должно привести к сокращению предложения и соответственному росту цен. С другой стороны появились новые продукты типа генераторов посадочных страниц, которые открывают на рынок ворота для не очень хорошо соображающих людей, способных создать посадочные страницы приемлемого качества, которые могут составить конкуренцию сайтам у которых конверсия не более 1%.
При этом несмотря на разнонаправленные тенденции по фрилансерам очевидно, что давление на них будет осуществляться в направлении все большего использования контекстной рекламы. И 2014 год в этом ни чем отличаться не будет. Фрилансеры из закупок ссылок начнут перемещаться в настройку контекстной рекламы и генерации шаблонных посадочных страниц, и продажу лидогенерации. Скорее всего фрилансеры перетекут из сегмента продвижения сайтов в сегмент создания шаблонных посадочных страниц. Но поскольку они не будут обладать компетенциями в области стратегического управления маркетинга, аналитики бизнес-планирования, тестирования, настройки трафиков, дизайна совершенствования бизнес-процессов, управления реальностью, то дальше элементарного выполнения алгоритма дрессированной обезьяны по заполнению шаблона они не пойдут. Дешево сделанные посадки так и останутся дешевками, которые будут работать по принципу деньги на ветер. Клиенты, погнавшиеся за дешевечной и мифом о сверхэффективности посадочных страниц, напрудят пургой рынок из никчемных шаблонных посадок, которые вызовут ажиотажную конкуренцию, что вызовет снижение и без того низкой конверсии шаблонов. В итоге в глубине электронного пространства как памятники глупости и жадности зависнут кучи никому не нужных шаблонов. Наивные оплатят хитрецов, а поисковики получат платежи за неэффективную рекламу. При этом умные станут умнее и богаче за счет использования профи, а глупые глупее и беднее за счет глупости и жадности, поскольку потеряют время и деньги.
Ключевые факторы рынка:
Продолжение следует...
Авторы: Тухватуллин Булат и компания Булгар промо
29 января 2014 13:46
22 марта 2014 17:29