Что такое пучок стратегий? Пучок стратегий – это корпоративная стратегия в различных измерениях и в различных сценариях. Какие измерения стратегического поведения можно назвать? Назовем пять известных:
Корпоративные
Финансовые
Конкурентного превосходства
Маркетинговые
Информационные.
На самом деле, измерений существенно больше, и, как правило, конкурентную схватку выигрывают за счет невидимых измерений стратегии.
Вообще, бой с противником начинают правильным боем, а побеждают маневром. Бой начинают обычными войсками, а побеждают за счет специальных войск.
Почему мы разбираем только пять? В силу того, что для нашей темы – это достаточный минимум, и так легче объяснить на нормальном русском языке, понятном для большинства читателей. В противном случае, потребуется лезть в дебри терминологии, а это бессмысленно для настоящей статьи.
От чего зависит количество субстратегий – количество моделей поведения? От того, в каких измерениях осуществляется поведение? Или в каких измерениях реализуется стратегия? Если осей координат нет, то и стратегия в них осуществляться не может. Нет пространства, нет измерений, нет стратегии (или субстратегии).
Попробуем понять, для чего нужен пучок стратегий и пучок пространств измерения действий компании.
На самом деле, в силу упрощения считается, что у человека 5 чувств, пять измерений мира:
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Вкус
На самом же деле их двадцать. Как уже мы договорились, я не хочу лезть в дебри терминов нейрофизиологии, поэтому разберем пример на знакомых представлениях о 5 чувствах.
В чем разница при таком количестве измерений и 20-ти мерном мире? Вроде бы несущественная, всего дополнительных 15 измерений.
Но на самом деле восприятие мира с 20 измерениями дает гораздо более вариативное восприятие мира, что, соответственно, дает преимущество в оценке возможностей и стратегий поведений. Формула восприятия вариантов равна 20!
Двадцать факториал. В табличном виде сразу видно, насколько усложняется мир прототипов с 20 чувствами по мере добавления каждого нового чувства.
Таблица вариантов восприятия мира в зависимости от задействования всех измерений чувств человека.
Сразу оговоримся, что приведенная таблица мировосприятия условна и упрощена, поскольку каждое измерение, допустим, слух (звуки), имеет еще как минимум несколько составляющих измерений:
Из таблицы видно, что обычные люди, использующие только 5 органов чувств, имеют 120 вариантов паттернов восприятия.
В народе ходят легенды о шестом чувстве, которым пользуются гении.
И из таблицы мы видим, что вариантов восприятия при этом в 6 раз больше, то есть 720.
Не очень густо для гениев, однако, в реальном раскладе в человеческом мозге около 500 полей и структур, в каждом из которых есть подструктуры для обработки сигналов как из внутреннего мира человека, так и сигналов из внешнего мира.
После появления интернета внешний мир стал внутренним миром виртуальной реальности человечества.
На самом деле дополнительные чувства, такие как чувство боли или чувство электрорецепции и другие 13 чувств, серьезно улучшают мировосприятие и приводят к более совершенной картине мира и более совершенному поведению.
Таблица, которую я привожу, указывает тенденцию, но дает очень приблизительное представление об измерении мира. К примеру, только в одном зрении используется комбинация рецепторов (измерителей), которая изменяет размерность восприятия мира на 7 цветов измерений, плюс три измерения пространства, плюс измерение интенсивности, плюс измерение во времени. Что делает мир более разнообразным на 12 измерений? Что добавляет к 120 вариациям еще 355 триллионов вариаций восприятия мира?
В результате небольшой добавки измерений точность и разнообразие восприятия мира резко возрастают. Те люди, которые целенаправленно развивают свое восприятие мира и вовлекают в это все чувства, получают возможность видеть то, что другим недоступно в силу их малой избирательности. Настройка восприятия и есть суть создания новых стратегий и новых возможностей.
Так же обстоит дело и с пучком стратегии.
Те корпорации, которые используют примитивные стратегии типа «Нам нужна прибыль чем больше, тем лучше», обречены на провалы, ошибки и неожиданности. Их мир даже не плоский, их мир бизнеса – точка в вакууме бездумья и анабиоза чувств и мыслей. Соответственно, они не видят ни рынка, не видят себя, не видят конкурентов, не видят своих сотрудников, ни ценностей. И стратегия их напоминает стратегию нищего, который только умеет протягивать руку за прибылью в надежде, что она прилетит сама собой.
Те компании, которые хотят, как минимум, быть непобедимыми в столкновениях современного турбулентного рынка, должны отвечать требованию наличия пучка из понятного пятикратного измерения пространства конкурентной борьбы.
Количество в пучке субстратегий – это количество корпоративных измерений в разных координатных осях чувств стратега.
Иными словами, рациональная стратегия конкурентного преимущества по качеству может иметь субстратегию визуального отражения ценностей продукта на сайте так, чтобы вызвать у посетителя сайта ощущения престижности и элитности, но визуализация стратегии в этом случае происходит не с помощью букв и знаков, а с помощью образов, то есть размерности в другой модальности восприятия.
Рациональная стратегия конкурентного преимущества по качеству может иметь и субстратегию в цифровом обозначении через ограничение доступности продукта с помощью высоких цен, делающих его более желанным.
Всегда хочется попробовать недоступного и элитарного.
Дополнением в пучке стратегий качества может быть субстратегия сервисной поддержки с заботой о клиенте после покупки. Чем больше стратегий в пучке, тем сложнее будет ее понять и повторить конкурентам, и тем большее количество зон ниш можно создать со статусом субмонополии. На этом основан эффект поиска выгодных ниш доминирования на рынке.
Для того, чтобы Вас не победили в конкурентной борьбе, как минимум нужно 5 стратегий. То есть условие непобедимости – это пучок из пяти измерений, чтобы быть не хуже остальных. Для того, чтобы иметь невидимые измерения стратегии, нужны другие измерения в плюсе. Другими словами, в конкуренции важна невидимость.
Как Сунь Цзы, в бой вступают обычными войсками.
Именно поэтому деньги любят тишину, невидимость и незаметность. Деньги – это воплощение бизнеса, воплощение конкуренции и стратегического искусства…
Что дает увеличение количества субстратегий в пучке стратегий? Рост числа субстратегий обеспечивает рост монопольных преимуществ в конкуренции.
Какие преимущества в борьбе можно получить за счет роста количества субстратегий? Попробуем перечислить очевидные:
Монопольное доминирование в невидимой субстратегии
Исключительные права на использование новизны
Преимущества в темпе скрытого роста
Защиту от копирования конкурентами
Превосходство в кризисе за счет скрытых монополий
Превосходство в экспансии.
Понравилось содержание статьи? Мы не будем просить Вас лайкнуть, потому что нам это не нужно.
Мы предлагаем Вам решиться на первый шаг…
Есть желание использовать стратегическое превосходство и стратегическую мощь?
Задайте вопрос специалисту: как создать пучок стратегий?
Обратитесь к нам с Вашей проблемой!
Автор Тухватуллин Булат
Предыдущая статья - Следующая статья
Читайте также: Создание дизайна сайта Как найти клиента Стратегия контекстной рекламы Стратегия выживания