Обзор рынка услуг интернет-технологий: текущее состояние и перспективы развития.
Какова ситуация в сфере интернет-рекламы в Татарстане?
За последний год общий спрос на рекламные услуги в Татарстане упал в среднем на 15%.
На фоне общего падения, спрос на интернет-рекламу не только не уменьшился, а показал небольшой прирост в 5-10%. Благодаря своей эффективности, интернет-реклама в 2014-м году, то есть в условиях сужающегося рынка и нехватки средств, будет пользоваться еще большей популярностью.
Сколько денег татарстанские компании потратили на интернет-технологии в 2013-м году?
Существует два основных взаимозависимых рынка в области интернет-технологий: разработка и продвижение.
Под продвижением в данном контексте имеется в виду и продвижение в соц. сетях и оптимизация сайтов, и контекстная реклама, а также другие виды интернет-рекламы.
По нашим оценкам, в 2013-м году эти рынки были примерно равны и составили по 1,5 млд рублей.
За этот бюджет предприятия заказывают примерно по 4 000 сайтов в месяц. В Татарстане функционирует порядка 100 000 различных предприятий и столько же индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, за месяц около 3% предприятий обновляют свои сайты.
Мы считаем, что процент будет расти, поскольку поисковые системы сейчас умеют отличать современные качественные сайты и отдают им предпочтение, предоставляя более высокие позиции в выдачах. Напомню, Яндекс уже ввел в начале этого года алгоритм бессылочного ранжирования по московскому региону, это значит, на позиции сайта перестают оказывать влияние закупленные ссылки. Теперь на вооружении у специалистов по продвижению остается только развитие сайта клиента. Кстати, Яндекс обещает, что до Татарстана этот алгоритм доберется уже через три месяца.
Так что те, кто продвигался только благодаря закупленным ссылкам: не работал над тем, чтобы его сайт был удобен в обращении, не анализировал, как люди ведут себя на сайте, кто не следил, что делают конкуренты на своих сайтах, к сожалению, скоро утратят поток входящих из интернета.
Какие услуги сейчас стали самыми востребованными?
Во времена кризиса, в условиях сжимающейся экономики, все предприятия начинают работать над повышением своей эффективности: убирают все, в чем нет необходимости, а то, что оставляют – заставляют работать быстрее, качественнее, надежнее. Интернет-реклама является самой эффективной из всех видов рекламы, поэтому наши бюджеты не режут, а, как правило, увеличивают, при этом, начинают пристальнее следить за результатами. Вот тут то мы и предлагаем сами услуги по повышению контроля собственной работы. Современные инструменты информационные технологии позволяют эффективно проводить оценку продвижения. Вместе с этим, к сайтам предприятий и к компаниям, обеспечивающим их продвижение кризис предъявляет жесткие требования. Приведем главные из них:
- Нужно считать входящие заявки, знать их качество и следить за их динамикой. Это функция CRM-систем, то есть систем, автоматизирующих взаимодействие с клиентами. Сайт обязательно должен быть интегрирован с вашей корпоративной CRM-системой, туда должны автоматически попадать все заявки с сайта. Только так у вас будет объективная информация.
- Запись телефонных обращений в вашу компанию. Заявки, сделанные по телефону – гораздо качественнее, чем те, которые пришли по почте или через форму обратной связи, так как людям, которым действительно, в ближайшее время нужна услуга или товар, предпочтут позвонить вам, а не отправить сообщение. Эти телефонные обращения также очень важно фиксировать независимо от всех сотрудников. Современная CRM-система должна уметь фиксировать и хранить запись каждого обращения, при чем делать это без затрат на покупку АТС и т.п. Так же запись обращений позволяет решить вопросы по качеству обслуживания входящих звонков, позволяет отследить и менять технологию обработки заявок менеджерами вашей компании.
- Нужно обладать полной информацией о преимуществах ваших конкурентов. Ответьте на простой вопрос. Есть люди, попавшие на ваш сайт благодаря своей потребности в услуге или товаре, которые вы предлагаете. Если не заказали у Вас, то как они удовлетворили свою потребность? Кто это понял, давно взял на вооружение опыт своих же конкурентов, а не изобретает в сотый раз велосипед. Таким образом, сейчас стремительно набирают популярность такие продукты, как анализ конкурентной среды, анализ продающих свойств, разработка бизнес-моделей, и еще другие виды услуг по аналитике.
- Адаптивная верстка сайта – сильное конкурентное преимущество в условиях молниеносного роста использования мобильных устройств для доступа в интернет. Благодаря адаптивной верстке вашим сайтом можно удобно пользоваться на планшетах и смартфонах.
- Эквайринг (мгновенная оплата услуги в режиме онлайн) – внедрение на сайт или на посадочную страницу системы приема платежей с пластиковых карт. Данный инструмент позволяет повысить эффективность продающих свойств страницы за счет продажи товара непосредственно через сайт, минуя цепочку взаимодействия с менеджером. Данная возможность подойдет не всем, при этом, там, где совершаются сделки до 10 000 рублей, и когда не требуются развернутые консультации менеджера, значительно увеличивает эффективность проекта.
- Посадочные страницы, или, как их еще называют, одностраничники, целевые страницы, лэндинги и т.д. - это настоящий трэнд среди татарстанских предприятий. Действительно, посадочные страницы обладают значительно лучшей конверсией, чем обычные сайты, и поэтому для генерации заявок (лидов) они очень эффективны.
Проблема заключается в том, что в Татарстане мало интернет-маркетинговых агентств, хорошо разбирающихся во всех изменениях, происходящих на рынке, в услугах, которые они предоставляют, и способных оказать их, действительно, качественно. В лучшем случае, можно попасть на фирму, специализирующуюся на одной узкой области, например, только продвижение, или только разработка, кто-то занимается отдельно внедрением CRM-систем, серьезной аналитикой вообще очень мало кто занимается. И, если вы покупаете по отдельности различные компоненты, вы сами берете на себя ответственность за то, приведут они вашу компанию к нужному результату (в денежном значении), или вам продадут красоту сайта, позиции, посещаемость, красивые отчеты в CRM и т.п.
Таким образом, мы считаем, что в 2014-м году в Татарстане должны будут появиться и окрепнуть компании, способные собрать все процессы по интернет-продвижению в единую технологическую цепочку. В противном случае, сохранится ситуация, когда промо-студии манипулируют клиентами, продавая свою узкую услугу в качестве панацеи от всех проблем.