Управленческие поединки — это особый вид тренинга (социальной технологии), разработанный Владимиром Тарасовым, руководителем и основателем Таллиннской школы менеджеров. Данные техники применяются для организации обучения специалистов и менеджеров, а также для оценки их профессиональных компетенций.
Тренинг проходит в форме публичного единоборства, в ходе которого участники вступают в диалоги по поводу заранее намеченной конфликтной ситуации. По ходу своего общения они меняют роли в рамках определенного набора персонажей.
Судьи наблюдают за поведением соперников и отдают свое предпочтение одному из них, а по окончании диалога поясняют сделанный выбор.
В зависимости от технологии и выбранного формата все управленческие поединки можно разделить на несколько видов.
С точки зрения технологии проведения они классифицируются на:
В зависимости от формата проведения управленческие поединки могут быть:
Описание ситуации
Все участники поединка до его начала получают комментарии относительно разбираемой ситуации. Как правило, они предоставляются им в письменном виде. В них подробно рассказывается о конфликтной ситуации, подлежащей обсуждению, о лицах, которые будут принимать в ней участие, и об их действиях, которые привели к возникновению конфликта.
Классический управленческий поединок предполагает наличие не менее трех действующих лиц, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. У каждой роли есть свои изначально определенные интересы, которые по ходу беседы могут мотивированно меняться.
Участники и роли
В управленческих поединках всегда участвует несколько сторон: сами игроки, их секунданты, а также ведущий, судьи и зрители.
Игроки – это участники, которые ведут диалог и соревнуются между собой. Каждый поединок объединяет двух игроков, которые располагаются за одним игровым столом.
Секунданты – это помощники для игроков. Принцип таков: у каждого из соперников есть один свой секундант.
Данная роль предполагает выполнение трех основных функций:
Секунданты могут помогать игрокам в процессе подготовки к участию в диалоге. Они сидят за одним столом с ними, но как только начинается поединок, они должны хранить молчание. Они не имеют права что-либо подсказывать соревнующимся сторонам, жестикулировать или делать что-то, что может отвлечь участников. Зато они могут вести записи для себя и один раз за игру устанавливать паузу или накладывать протест.
Судьи – это участники, которые должны наблюдать за поединком и делать свой выбор в пользу одного из игроков. В конце состязания они одновременно голосуют, а затем поочередно объясняют сделанный выбор.
Зрители – это люди, которые наблюдают за событиями, но не принимают в них никакого участия.
Ведущий (арбитр) – это участник, который имеет все необходимые знания и опыт для ведения управленческих поединков. Он организует их и контролирует их ход, а также смотрит на то, не нарушаются ли правила.
Подготовка к проведению поединка
Управленческой игре всегда предшествует подготовка, в ходе которой проверяется, все ли участники готовы вступить в борьбу. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
Необходимый для тренинга инвентарь
Проведение управленческих поединков предполагает наличие определенной материально-технической базы. К ней относится:
Проверка готовности
После того, как все необходимые действия по подготовке выполнены, ведущий приглашает всех занять свои места. Судьи присаживаются за стол, а ведущий проверяет, имеется ли у каждого из них комплект карточек для голосования. Игроки располагаются друг напротив друга, и ведущий задает каждому из них вопрос о готовности начинать. На каждом циферблате часов должно быть установлено время 5 минут.
Если вы хотите ознакомиться с самим процессом проведения управленческого поединка, то ознакомьтесь со следующей статьёй.
Продолжение - Статьи - Управленческая борьба