Сайт и его жизненные фазы.
Сайт, так же, как и любой продукт, проходит ряд жизненных фаз.
Сайт является информационным шлюзом, через который который позволяет организации общаться со внешним миром, поэтому стадия жизненного цикла сайта тесно связана со стадией жизненного цикла организации.
Современный сайт уже не живет самостоятельной виртуальной жизнью, а его функционирование осуществляется в тесной интеграции с CRM «ERP» Бухгалтерскими Платежными Информационными Кадровыми Обучающими системами.
Во многом качество сайта зависит от качества организации и жизненной фазы, в которой находится организация.
Попробуем описать эти фазы и то, как они влияют на качество сайта.
Согласно Адизесу, менеджмент обеспечивает результативность и эффективность организации в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Для этого менеджмент должен правильно и своевременно выполнять четыре функции:
1. удовлетворять потребности рынка и клиентов (P – providing needs),
2. гарантировать соблюдение установленных порядков (A – administration),
3. поощрять предпринимательство (E – entrepreneurship),
4. создавать в компании атмосферу сотрудничества (I – integration).
Функции Р и А относятся к краткосрочным, а E и I – к долгосрочным.
В целом, буквосочетание PAEI известно, как «код Адизеса». Такой подход обладает очень высокой функциональностью, ведь на каждом этапе жизненного цикла функции развиты не одинаково, а последовательность расцвета и ослабления всех четырех функций и отражает жизненный цикл организации (см. график).
Соотнесем названия для каждого из этапов организации с состоянием сайта:
1. Ухаживание – появляется идея сайта изучаются сайты аналоги
1.1. Типичные особенности этого этапа – сайты – аналоги у конкурентов не исследуются с помощью SEO сервисов, не создается бизнес план сайта, внимание, преимущественно, обращено на имидж сайта и эмоциональное восприятие сайта его будущим владельцем.
2. Младенчество - сайт визитка.
2.1. Сайт родился, но, скорее всего, он будет висеть в интернете и выходить по поиску отзываясь только на название компании или на доменное имя. Денег на этом этапе, ровно как и времени, совершенно не хватает, поэтому сайт создается кое-как, чтобы был. Ни о каком продвижении и тем более продажах с помощью сайта в этой фазе речи быть не может. Довольно часто, в этой фазе, владелец сайта имеет искаженное восприятие об объемах работы над сайтом и, как правило, у него не адекватные ожидания о его результативности. Часто, за созданием сайта на этой фазе у владельца возникают разочарования. Впрочем, разочарования эти вполне прогнозируемы, поскольку если задание на сайт и создается, то делается оно формально и формально утверждается.
3. «Давай-давай» сайт на базе шаблона (использование идей и структуры чужого сайта).
3.1. Хочется всего, много и сразу и за очень небольшие деньги, хотя часто говорится о том, что деньги не имеют значения. На этом этапе, как правило, уже обращается внимание на множество деталей в договоре на создание сайта, но, конечно же, это второстепенные детали, которые не влияют на качество его работы. Наиболее вероятное развитие сценария во время этой фазы – это создание сайта по шаблону. Быстро дешево и сердито. Ошибки такого подхода для будущего владельца сайта остаются за гранью зримого. Владельцу такого сайта не понятно, что низкая цена создания - это гарантия того, что несколько десятков или сотен таких шаблонов уже парят в интернете и, соответственно, его «……сто - надцатый» сайт - клон будет пессимизироваться поисковыми системами, поскольку они не любят копии.
4. Юность – попытка сделать индивидуальный дизайн, делается первая робкая попытка сделать техническое задание, но делать все по правилам не получается, поскольку желание сделать по правилам есть, но нет ни средств, ни понимания. Юность - стадия конфликтов и поиска новых подрядчиков. Все подрядчики воспринимаются, как несоответствующие требованиям и ожиданиям заказчика, однако, есть серьезная проблема -заказчик не формализовал свои требования. Ни времени, ни денег на разработку требований и заданий выделять не хочется. Либо деньги и время выделяются только на формулирование части требований. Почему-то заказчику кажется, что подрядчик должен догадываться о его желаниях или его требования должны передаваться подрядчику телепатическим путем…)
5. Расцвет – Изготовление сайта на базе четких требований.
5.1. «Расцвет» – это стадия, когда компания одновременно гибка и управляема.
5.2. Наступает время интеграции. На первый план выходят кадровые вопросы: оплата труда, аттестация сотрудников, тренинги. Люди – главный актив и это обязательно должно быть отражено в работе сайта. Система отлажена. Но и предпринимательский дух силен. Все более-менее сбалансировано.
5.3. Приятно работать с такой компанией. Работать с ней – большая честь. В такие компании отбирают людей, которые талантливы и достаточно скромны. Они – командные игроки, и хотят реализовывать себя, разделяя успех с другими успешными людьми. Это тоже должно быть отражено на сайте.
5.4. В стадии «Расцвета» компания может находиться бесконечно долго, если будет предпринимать определенные меры.
Состав требований к сайту у компании можно условно разбить на несколько частей:
5.4.1. Общая
5.4.2. Цели
5.4.3. Аналитика
5.4.4. Бизнес план сайта
5.4.5. Семантическое ядро
5.4.6. Требования к сайту
5.4.7. Требования к различным частям сайта
5.4.8. Требования к обработке заявок с сайта
5.4.9. Тестирование сайта
5.4.10. Внедрение сайта
5.4.11. Продвижение сайта
5.4.12. Текущее техническое обслуживание сайта
5.4.13. Оптимизация сайта под цели
6. Стабильность (или Поздний Расцвет) – Сайт поддерживают несколько служб, но его показатели начинают падать
7. Аристократия. Создан бренд, сайт выглядит солидным, но устойчивый разрыв между тем, что нужно и тем, как это работает и растет.
8. Охота за ведьмами (или Ранняя Бюрократия). Сайт стареет.
9. Бюрократия - сайт заброшен и давно не отражает жизни компании.
10. Смерть - пропущен срок уплаты за домен.
Эта статья не предназначена для описания всех фаз развития компании и сайта. В этой статье я хочу привести набор разделов требований для сайта организации, находящейся в фазе расцвета. Я хочу подчеркнуть, что в силу большого объема работ, я в этой статье делаю простое перечисление разделов требований к сайту. Пока только разделов, ну а сами требования и как они создаются я изложу позже, в следующих статьях.
Разделы требований к разработке сайта
1. Обложка требований компании к создаваемому сайту.
2. Оглавление требований.
3. Общие сведения о компании и сайте.
4. Требования к составу работ и этапам их осуществления.
5. Требования к подрядчику.
6. Требования к целям интернет маркетинга.
7. Требования к целям сайта.
7.1.1. Финансовым.
7.1.2. Маркетинговым.
7.1.3. Корпоративным.
7.1.4. Информационным.
8. Требования к домену.
9. Требование к доменной зоне.
10. Требования к хостингу.
11. Требования к аналитическим работам.
11.1. Анализ конкурентной среды.
11.2. Требования к выбору конкурента.
11.2.1. Анализ частотностей запросов.
11.2.2. Анализ тенденций на рынке.
11.2.3. Анализ географической популярности запросов.
11.2.4. Анализ целевой аудитории.
11.2.5. Он лайн анализ конкуренции сайта.
11.2.6. Анализ офлайн обработки лидов.
11.3. Анализ отраслевой специфичности.
11.4. Составление карты рисков отрасли.
11.5. Требования к продающим свойствам сайта.
12. Требования к семантическому ядру.
12.1. Требования к семействам запросов.
12.2. Требования к сегментам запросов.
12.3. Требования к приоритетному сегменту семантического ядра.
12.3.1. Требования к семейству «нч» запросов.
12.3.2. Требования к семейству «сч» запросов.
12.3.3. Требования к семейству «вч» запросов.
12.4. Требования к сегменту ядра семантическое облако.
12.5. Требования к динамике вывода запросов на позиции.
12.6. Требования мониторингу источников трафика.
13. Требования к информационным страницам.
14. Требования к продающим страницам.
15. Требования к обучающим страницам.
16. Требования к контенту.
16.1. Информационному.
16.2. Продающему.
16.3. Обучающему.
16.4. Требования к объемам загружаемого контента.
16.4.1. Общий объем контента для выхода на целевые показатели.
16.4.2. Требования к темпам загрузки контента.
16.4.3. Требования к перелинковки контента.
17. Требования к картинкам.
18. Требования к видео.
19. Требования к презентациям.
20. Требования к URL.
21. Организационная структура сайта.
22. Общие элементы всех страниц.
23. Специфические элементы страниц.
24. Описание групп посетителей.
25. Описание главных страниц под различных посетителей.
26. Описание групп посетителей.
27. Описание внутренних страниц.
28. Требования к дизайну и верстке.
29. Требования к документированию.
30. Требования к системе поиска информации.
31. Требования к системе управления контентом
32. Требования к безопасности информации
33. Требования к интеграции сайта с другими сервисами.
34. Требования к регламентации коммуникационных работ.
34.1. Требования к обработке лидов клиентов.
34.2. Требования к обработке лидов кандидатов в сотрудники.
34.3. Требования к обработке лидов партнеров.
34.4. Требования к обработке лидов поставщиков.
34.5. Требования к обработке коммуникаций.
35. Требования к автоматизации регламентов.
35.1. Требования к типовой документации входных и выходных форм.
35.2. Требования к коммерческой документации.
35.3. Требования к персональной документации.
35.4. Требования к финансовой документации.
35.5. Требования к планировщикам.
36. Требования к тестированию системы.
37. Требования к обучению персонала.
38. Требования к балансированию процессов сайта.
39. Требования к технической поддержке.
40. Требования к оптимизации сайта в процессе эксплуатации.
Дополнительные требования к интернет-магазину или сайту с каталогом товаров:
1. Создание структуры разветвлённого дерева товаров.
2. Формат торговой карточки товара.
3. Наборы стандартных свойств для групп товаров (например, диагональ телевизора).
4. Сортировка товаров автоматическая и ручная. В том числе по алфавиту, цене, артикулу и другим свойствам товаров.
5. Сопутствующие товары.
6. Расчёт цены товара на основании валюты товара и курса обмена к текущей базовой валюте. Задание курсов в ручную/автоматическое получение курса из банка.
7. Товарные позиции со вложенными товарами.
8. Управление скидками на товары.
9. Управление производителями товаров, возможность выборки по производителю.
10. Рейтинги товаров.
11. Комментарии покупателей к товарам.
12. Текстовые описания для товарных позиций, категорий, разделов и производителей.
13. Модуль ЧПУ настроенный на работу со всеми страницами каталога товаров с возможностью изменения всех адресов и мета-тегов вручную.
14. Управление покупателями. Группы покупателей. Связь скидки на товар и группы покупателя. Построение отчётов по покупателям.
15. Управление заказами. Создание типов состояния заказа. Стандартный набор типов доставки. Управление ценой доставки в зависимости от выбранного типа доставки. Стандартный набор типов оплаты (в том числе и онлайн).
16. Оповещения по e-mail.
17. Возможность быстрого заказа товара (в 1 клик).
18. ПРОРАБОТКА ДИЗАЙНА ВСЕХ ТИПОВ ВНУТРЕННИХ СТРАНИЦ!
19. Тестовое наполнение и обучение Заказчика работе с магазином.
20. Предоставление видео-уроков и бесплатных консультаций в течение года.
Автор: Тухватуллин Булат.
Продолжение следует.