Стоимость сайта должна быть сопоставима с тем доходом, который сайт должен приносить. Ошибка многих клиентов и разработчиков заключается в том, что всегда обсуждаются затраты, и практически никогда не обсуждается тот доход, который этот сайт должен сгенерировать. Отличие нашей компании от компаний-разработчиков в том, что мы предварительно обследуем бизнес, в том числе проводим аудиты и заполняем брифы, и определяем цели.
Цели, как правило, бывают нескольких видов. Стратегические цели включают такие показатели, как оборот, маржинальность. Только после того, как выстраиваются эти конкретные цели, могут прорабатываться задачи. Далее эти задачи оцениваются с точки зрения их стоимости. Оцениваются те процессы, которые нужно осуществлять.
Все процессы, как правило, затратные. Когда становится понятно, какие ценности сайт, интернет-система в целом создает, только тогда можно определять стоимости процессов и затрат. Такой подход правильный.
Мы строим цели и строим математические модели в формате системной динамики. Мы используем системную динамику как инструмент построения моделей бизнеса. Мы формируем, оцениваем потоки частотностей показов рекламы. Затем, на их основе, определяем размеры конвертора, определяем потоки посетителей по сайту, далее, в зависимости от того, как устроен сайт, оцениваем и прогнозируем конвертор посетителей, как посетители переходят в формат заявок (лидов), затем оцениваем конверсию лидов в заказы на основании построения системы обработки заявок. И у нас получаются контракты. А потом, на основании всех этих показателей, мы можем уже оценивать генерацию денежных потоков, которые сайт совместно с офлайн-системой бизнеса клиента может генерировать. И только после того, как мы построили такую модель, мы начинаем проводить параллельно оценку затрат, которые необходимо делать.
Строя такую модель, мы зачастую можем увидеть, что у клиента нет ясной четкой модели офлайн, или она какая-то несуразная. В этом случае мы предупреждаем, показываем графики, к чему будут приводить те или иные действия. Соответственно, мы снижаем риски ненужных затрат, потому что довольно часто люди полгода-год осуществляют инвестиции в сайт, а потом этот сайт не работает, потому что предварительно не было ни прогноза, ни плана, ни мероприятия не были построены.
Когда формируем уже успешную модель, мы тоже выстраиваем варианты этих моделей, и по ним оцениваем денежные потоки, которые клиент может получить.
И на основании этого, как раз, используя те рыночные цели, которые существуют на данный момент, пока мы делаем эти модели, мы оцениваем и стоимости, и затраты того, что необходимо.
Автор: Тухватуллин Булат