Моделирование бизнес-процессов представляет собой один из способов повышения качественных характеристик и производительности функционирования компании. Основу данной методики составляет характеристика процесса посредством различных компонентов (представленных действиями, данными, событиями, материалами и др.), которые свойственны ему. Зачастую, данный метод направлен на описание логической взаимосвязи всех составляющих процесса с его начального этапа до завершающего в границах фирмы. При более серьезных обстоятельствах в моделировании могут входить внешние в отношении к компании процессы либо системы.
Имитирование таких процессов способствует пониманию деятельности и проведению оценки предприятия. Этому способствует составление моделей в соответствии с разнообразными аспектами и уровнями контроля и регулирования. В случае с крупными фирмами данный метод характеризуется более подробным и многогранным исполнением, нежели в небольших.
Зачастую с этой целью используется ряд компьютерных средств и специальное ПО, что способствует облегчению управления образцами, отслеживанию внесенных преобразований, сокращению времени на анализ.
Целевая направленность метода
Конечной целью моделирования бизнес-процессов является достижение улучшения деятельности. С этой целью в процессе анализа главное внимание уделяется увеличению степени ценности итогов процесса и уменьшению финансовых и временных затрат на осуществление манипуляций.
Кроме того, к целям рассматриваемого метода относятся:
- составление характеристики процессов. При помощи моделирования становится доступным «внешний» взгляд на деятельность и определение улучшений, способствующих повышению ее эффективности.
- приведение в норму процессов. Посредством моделирования бизнес-процессов осуществляется установка правил их реализации. Следование таким регламентациям способствует достижению необходимого уровня эффективности работы.
- определение взаимосвязей в процессах. При помощи данного метода происходит установление четкой связи между процессами и задачами, на осуществление которых они направлены.
Этапы выполнения метода
Данная методика зачастую состоит из ряда поступательных этапов. Поскольку моделирование преследует итоговую цель улучшения процессов, оно применяется и в «проектной» части деятельности и при внедрении образцов процессов.
Основные этапы моделирования представлены:
- обнаружением процессов и построением исходного образца «как есть». С целью улучшения процесса следует иметь представление о его функционировании на текущем этапе. Данная стадия направлена на определение границ процесса, выявление его ключевых компонентов, сбор сведений о деятельности процесса. Результатом становится создание исходной модели по типу «как есть».
- пересмотром, оценкой и уточнением исходного образца. Данный этап заключается в выявлении противоречий и дублировании манипуляций в процессе, определении ограничений процесса, взаимосвязей процесса, установлении необходимости в преобразовании процесса. Конечным итогом становится формирование окончательного варианта модели «как есть».
- Проектирование образца по типу «как должно быть». После того, как выполнен анализ ситуации на данном этапе процесса, нужно определиться с желаемым его состоянием, которое и закладывается в основу модели, которая разрабатывается на данной стадии. Она направлена на отображение процесса в будущем, с учетом всех необходимых усовершенствований.
- Выполнение проверки и внедрение модели «как должно быть». Данный этап применения метода связан с использованием разработанного образца на практике. Такая модель должна быть подвергнута апробации, с последующим внесение необходимых изменений.
- Усовершенствование разработанной на предыдущем этапе модели. Стадия направлена не непрерывное улучшение процессов и созданных образцов.
Разновидности моделирования
Разработка образцов бизнес-процессов может быть различной направленности. На нее оказывают влияние проблемы, которые стремятся урегулировать при помощи применения данного метода. Но основе свойств процесса, которые подвергаются исследованию, выделяется несколько типов моделирования.
К наиболее распространенным видам моделирования относятся следующие:
- Тип функционального моделирования. Заключается в характеристике процессов на основе описания функций, которым свойственна взаимосвязанность, четкая структурированность.
- Объектный вид метода – основывается на описании процессов, в виде комплекса объектов, находящихся во взаимодействии (представленные производственными единицами). Объект представлен каким-либо предметом, который подвергается преобразованию в процессе осуществления деятельности.
- Разновидность имитационного моделирования. Направлено на разработку поведения процессов с учетом разнообразных условий внешнего и внутреннего характера с оценкой динамических свойств процессов и с исследованием распределения ресурсов.
Классификация метода на типы принята с целью облегчения деятельности и сосредоточения внимания на конкретных свойствах процесса. Следует отметить, что в отношении одного и того же процесса возможно использование различных типов моделирования.
Упали продажи?
Хотите развития компании или же стабильности в период кризиса?
Хотите построить безупречные бизнес-процессы, чтобы получить клиента?
Автор Гульназ Авхадшина
Предыдущая статья - Следующая статья