Менеджер
Менеджер — специалист по управлению персоналом, производством, товарооборотом, является наёмным управляющим на предприятии. В число его обязанностей входит также планирование, организация и мотивация подчинённых. Классифицируют этих специалистов в зависимости от уровня управления.
Классификация по уровню управления
Менеджеры низового звена — начальники младшего уровня, являющиеся непосредственными координаторами над рабочими. К ним относят мастеров на предприятии, заведующих отделами в магазинах, менеджеров по продажам и т. д. Считается, что в эту группу управленцев входит большинство специалистов и руководителей. Управленцы этой группы могут иметь любое образование, от средне – специального до высшего.
Менеджеры среднего звена — начальники над менеджерами низового звена. К ним относят деканов в университетах, начальников крупных подразделений предприятия. В большой компании менеджеров среднего звена могут подразделять ещё на несколько уровней управления.
Менеджеры высшего звена — немногочисленная группа начальников, которые занимают самые высокопоставленные должности на предприятии. К ним относят генеральных директоров, ректоров университетов, председателей совета директоров и так далее.
Особенности профессиональной компетентности менеджера
Менеджер среднего или высшего звена должен иметь либо высшее образование по управленческой специальности, либо непрофильное высшее, но с дополнительной подготовкой по теории и практике управления. Стаж работы эффективного специалиста должен быть не менее 2 лет. В спектр профессиональной компетентности менеджера входит:
l умение разбираться в законодательных и нормативно-правовых документах, регламентирующих коммерческую и предпринимательскую деятельность;
l умение ориентироваться в условиях рыночной экономики, что предполагает знание теории маркетинга, основ макро- и микроэкономики, а также знание конъюнктуры рынка, порядок налогообложения, аспекты ценообразования и т. д.;
l умение анализировать деловые качества сотрудников и делать честную оценку их труду;
l умение работать с персоналом и применять на практике знания из социологии, психологии для мотивации труда своих подчинённых;
l знание форм и методов ведения рекламных кампаний;
l умение разрабатывать бизнес-планы, а также знание порядка формирования коммерческих договоров;
l умение перенимать опыт в области отечественного и зарубежного менеджмента;
l знание трудового законодательства и норм охраны труда;
l умение обращаться с современной вычислительной техникой, а также средствами коммуникации и связи.
Обязанности менеджера
У менеджеров достаточно много различных должностных обязанностей. Рассмотрим их.
1. Предпринимательская деятельность. Менеджером осуществляется коммерческая деятельность компании, которая направлена на получение прибыли и на удовлетворения нужд потребителей. Как предприниматель, он обязан обеспечить стабильное функционирование предприятия и поддержание его деловой репутации.
2. Планирование деятельности. Менеджер обязан заниматься стратегическим планированием деятельности вверенного ему персонала, объекта или предприятия.
3. Решение текущих задач предприятия. Менеджер обязан решать возникающие на предприятии проблемы различного рода: организационные, экономические, кадровые, социально-психологические и многие другие. Его деятельность направлена на стимуляцию развития производства, увеличение объёмов сбыта продукции, улучшение конкурентоспособных характеристик товаров и услуг. При этом от менеджера ожидается экономное, но эффективное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
4. Контроль выполнения планов предприятия. Эффективный управленец должен контролировать реализацию бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, контрактов, договоров, а также оценивать их возможные риски.
5. Подбор кадров и их мотивация. Менеджер поддерживает положительную атмосферу в коллективе для обеспечения стабильной работы предприятия, а также мотивирует сотрудников к повышению качества труда и карьерному росту.
6. Организация связей с деловыми партнёрами. Менеджер организует встречи с деловыми партнёрами, а также формирует систему сбора информации о коллегах и конкурентах.
7. Анализ рынка. Менеджер анализирует рынок на наличие спроса, изучая потребности потенциальных покупателей, а также прогнозирует объёмы сбыта продукции.
8. Продвижение продукции на рынке. Эффективный управленец должен принимать участие в разработке рекламных кампаний, а также заниматься контролем инвестиционной деятельности предприятия с целью дальнейшего его развития.
9. Контроль производственного процесса. Менеджер контролирует рациональное использование выделяемых ресурсов, а также обеспечивает конкурентоспособность продукции и принимает меры по повышению качества товаров и услуг.
10. В случае необходимости, менеджер занимается привлечением экспертов и консультантов по различным видам вопросов.
Должность управленца является одной из ключевых на предприятии, так как благодаря ему обеспечивается стабильное развитие вверенного ему подраздела, что непосредственно влияет на компанию в целом. Менеджера по праву считают лицом фирмы.