Во первых, с чего я взял, что я профессионал? На самом деле, я употребил это слово для красоты заголовка. И сам себя оценивать, конечно же, не могу. Это, на самом деле, привилегия клиентов нашей компании, оставлять отзывы и называть нас теми или иными словами. Пишу я эту статью, основываясь на своем опыте по управлению разработкой CRM системы для нескольких компаний:
• Для нас (агентство веб-маркетинга)
• Для дистрибутора продукции (Поставщик комплектующих для производства пластиковых окон)
• Для агентства недвижимости (одно из крупнейших в Татарстане)
• Для доставки еды на дом (Пиццерия)
• Для рекламного агентства
• Для свадебного агентства
• Для туристического агентства
Все началось в 2009-м году, когда возникла вопиющая потребность навести порядок в нашей студии разработки и продвижения сайтов в процессах по взаимоотношениям с клиентами. В тот посткризисный год я самостоятельно сделал для себя обзор crm систем, посмотрел, как работают у друзей наикрутейшая Microsoft Dynamics crm, посмотрел на 1c crm, несколько бесплатных решений по управлению продажами. Bitrix24 и Megaplan, вроде, тогда еще не было, или о них еще никто не знал. Даже пригласил пару менеджеров, чтоб мне сделали презентацию срм систем, предлагаемые их компаниями. В общем, прилично поработал, чтоб у меня было хорошее представление, полный анализ crm систем.
В итоге я понял, что если остановлюсь на любом из имеющихся решений, то обязательно столкнусь со следующими проблемами:
Характерный случай из практики недавних лет. Ко мне на собеседование пришел молодой человек (29 лет), который 4 года проработал до этого в одном из самых крупных it-объединений Татарстана. Занимался как раз тем, что внедрял на заводы и другие крупные предприятия те самые дорогущие crm-решения. Он с гордостью красиво рассказал о суммах, которые стоили проекты, которые он внедрил, о количестве привлеченных программистов, о том, как они профессионально работают. При этом сделал глаза по 5 советских копеек, когда я спросил, а на сколько вы повысили эффективность своего заказчика? Сколько денег он теперь экономит благодаря вам? На сколько больше зарабатывает? Я понял, что он никогда и не пытался решать проблемы клиента, а просто зарабатывал деньги своей фирме. Это никак не согласовывается с моей миссией – освобождать время людей, передавая часть их работы компьютерам. Естественно, того парня мы не взяли.
В общем, касаемо обещанных в заголовке практических рекомендаций, спрашивайте у тех, кто продает Вам crm-решения:
• Каковы условия доработки проданной вам crm?
• Есть ли у них тот, кто поможет Вам развивать ее под ваш бизнес (одновременный специалист в построении бизнес-процессов и it-решениях)?
• Как можно получить в crm-системе информацию, по которой Вы обычно оцениваете состояние своей компании и отдельных ее функций? Например, динамика оборота, текучесть кадров, сохраняемость клиентов и т.д. (только Вы сами знаете, какие отчеты и графики для Вашей фирмы важны)
Итак, какая главная мысль этой статьи? Выбирая решение по автоматизации бизнес процессов, имейте в виду, что ни одна программа не удовлетворит Вас полностью. Вам нужно сразу договориться о ее развитии, доработке. Если поставщик CRM не специализируется на доработке своего продукта (а так чаще всего и бывает) то это проблема. Выбирайте того разработчика, который поможет Вам доработать систему, что называется, «под Вас» и будет Вам надежным партнером по развитию вашей CRM, а значит, и Вашего бизнеса.
Оставьте нам заявку на подробную консультацию!