История показывает, что мошенничество, как в онлайн, так и в офлайн сфере, особенно активно развивается во времена кризисов и общественных неурядиц. Например, только за 2009 год было зарегистрировано более 80 000 его случаев (прирост по отношению к предыдущим периодам составил 4,4%). Они были выявлены в самых разных отраслях: финансы, бизнес, услуги и торговля и т.д. Однако это лишь «вершина айсберга»: попыток обмана намного больше. Мошенничество часто носит латентный характер, и владельцы веб-ресурсов не раскрывают данные о нем, опасаясь растерять своих постоянных клиентов.
Мошенничество постоянно развивается, приобретая все новые формы, в большей степени приспособленные к меняющимся условиям общественной и экономической жизни. Самая изощренная из его форм – это интернет-мошенничество. Его размах только за прошлый год увеличился почти на треть, в денежном выражении это означает рост почти в три раза. Случаи краж в интернет-магазинах стали происходить в два раза чаще.
Безусловно, безопасность в интернете тоже не стоит на месте: методы ее обеспечения совершенствуются день ото дня. Но вместе с тем развиваются и мошеннические схемы, становясь все более продуманными, хитроумными и запутанными. Например, в Нью-Йорке полиция задержала группу злоумышленников, которые похищали личные данные клиентов. Делали они это, устраиваясь на работу в различные рестораны и магазины. Используя полученные сведения, мошенники оформляли кредитные карточки, а затем приобретали по ним товар. Далее продукция сбывалась в ряде других стран.
Интернет-мошенничество: особенности и характеристики
Борьба с мошенничеством – это очень сложная экономическая, психологическая, правовая и техническая задача. Парадоксально, но данная проблема отражает, с одной стороны, наличие упадка и «теней» в экономике, а с другой – является плодом ее активного развития, в частности, расширения масштабов бизнеса во «всемирной паутине».
По большей части мошенничество в интернете продолжает традиции и принципы традиционного обмана. Вместе с тем, оно имеет некоторые специфические характеристики:
Обычно мошенники используют в своей деятельности украденные ими данные о картах, сайтах или аккаунтах других людей. Например, около четверти транзакций через электронные платежные системы сегодня отклоняется из-за невозможности подтвердить конфиденциальные данные. Отдельного внимания заслуживают и интернет-магазины. Случаи мошенничества с их участием происходят в десять раз чаще, чем, например, махинации с пластиковыми картами, которыми покупатели расплачиваются в режиме офлайн.
Такая ситуация приводит к тому, что многие люди просто боятся расплачиваться «пластиком» по интернету. Например, 20% пользователей так и не доводят начатые транзакции до завершения, потому что отказываются вводить личные данные. Установлено, что около трети карточек, «засветившихся» в платежных системах – мошеннические. Конверсия достигает значения 2-3%. Многие посетители интернет-магазинов заходят туда вовсе не с целью приобрести какой-либо товар или услугу, а с целью получить конфиденциальные данные других его клиентов.
Особую роль в ситуации играет латентный характер мошенничества, а также преобладание транзакций на небольшие суммы. Представители интернет-магазинов отмечают, что около 25% попыток совершить оплату – это действия интернет-мошенников. Транзакции в этом случае, как правило, отклоняются из-за того, что пользователь не может пройти первичную или вторичную аунтефикацию (срок его карты истек или ее номер вводится неправильно большое количество раз). А данные, предоставленные компанией VISA, и вовсе заставляют задуматься: более 47% предъявляемых при различных операциях карточек принадлежат злоумышленникам. Однако эта цифра не имеет официально подтверждения.
Значение конверсии в магазинах Ру-зоны составляет в отдельных случаях до 30%. Важно отметить, что размах мошенничества с картами в интернете в разы превышает уровень мошенничества в офлайн-торговле.
Основные виды интернет-мошенников
Интерпол разработал собственную классификацию интернет мошенников. Однако она достаточно официальна и малопонятна неподготовленному человеку. А между тем, умение различать злоумышленников может пригодиться многим: и экономистам, и юристам, и айтишникам.
Итак, все интернет-мошенники могут быть разделены на несколько видов:
На сегодняшний день напрочь отсутствуют качественные механизмы противодействия интернет-мошенничеству. Отсутствует адекватная ситуации нормативно-правовая база, не разработаны эффективные алгоритмы расследования.
Если говорить о Рунете, то средний портрет интернет-мошенника таков: это человек в возрасте от 30 до 35 лет, имеющий хорошее образование. Он характеризуется стремлением к организованной преступности в таких сферах, как коммерция, потребительский рынок (общественное питание, торговля, бытовые услуги), банковская сфера и государственная служба.
Как обеспечить безопасность виртуальной карты
Покупки по интернету стали совершенно обыденным явлением, и вот уже многие офлайн-магазины открывают свои представительства в сети. Как правило, селлеры предлагают несколько способов оплаты, но наибольшей популярностью традиционно пользуются виртуальные банковские карты. Они обезличены, а значит, очень привлекательны для виртуальных интернет-мошенников.
Злоумышленники используют много разных схем, но основная из них – это проведение фишинговой атаки (от англ. fishing – выуживание). Суть этого метода такова: пользователя отправляют на сайт фишеров, заманивая в социальных сетях или перехватывая его запрос в браузере. Иногда такой сайт имитирует интернет-магазин. Человеку предлагают ввести свои персональные данные: пароль, логин, всю информацию о карте для совершения оплаты. Все эти сведения оказываются, таким образом, в руках у злоумышленников. Статистика показывает, что 70% случаев «заманивания» в соцсетях становятся успешными.
В последнее время получил распространение и такой метод мошенничества, как «смишинг». Делается рассылка, в которой «банк» предлагает пользователю пройти на указанный в сообщении сайт для подтверждения персональных данных. Все просчитано до мелочей, а текст составлен психологически тонко, в результате большинство пользователей верят и отдают свою конфиденциальную информацию в руки злоумышленников.
Как «раскусить» интернет-мошенников
Чтобы не попасть в руки злоумышленников, нужно следовать некоторым несложным советам:
Выполнение этих несложных правил защитит вашу виртуальную карту от посягательств со стороны злоумышленников.
Мошенники придумывают все новые методы кражи чужих средств. Например, человек вставляет свою карту в банкомат и снимает деньги. Он уходит, полностью уверенный в собственной безопасности, а на его место становится злоумышленник и измеряет температуру клавиш с помощью специальной инфракрасной камеры. Самая теплая – это последняя цифра ПИН-кода, самая холодная – первая. Этот способ кажи секретного кода тем вернее, чем меньше времени прошло с момента его введения. Поэтому, отходя от банкомата, всегда кладите на его клавиатуру ладонь: так вы поставите мошенников в тупик.