Казань
Выберите ваш город

Интернет-мошенничество: основные понятия.

История показывает, что мошенничество, как в онлайн, так и в офлайн сфере, особенно активно развивается во времена кризисов и общественных неурядиц. Например, только за 2009 год было зарегистрировано более 80 000 его случаев (прирост по отношению к предыдущим периодам составил 4,4%). Они были выявлены в самых разных отраслях: финансы, бизнес, услуги и торговля и т.д. Однако это лишь «вершина айсберга»: попыток обмана намного больше. Мошенничество часто носит латентный характер, и владельцы веб-ресурсов не раскрывают данные о нем, опасаясь растерять своих постоянных клиентов.

Мошенничество постоянно развивается, приобретая все новые формы, в большей степени приспособленные к меняющимся условиям общественной и экономической жизни. Самая изощренная из его форм – это интернет-мошенничество. Его размах только за прошлый год увеличился почти на треть, в денежном выражении это означает рост почти в три раза. Случаи краж в интернет-магазинах стали происходить в два раза чаще.

Безусловно, безопасность в интернете тоже не стоит на месте: методы ее обеспечения совершенствуются день ото дня. Но вместе с тем развиваются и мошеннические схемы, становясь все более продуманными, хитроумными и запутанными. Например, в Нью-Йорке полиция задержала группу злоумышленников, которые похищали личные данные клиентов. Делали они это, устраиваясь на работу в различные рестораны и магазины. Используя полученные сведения, мошенники оформляли кредитные карточки, а затем приобретали по ним товар. Далее продукция сбывалась в ряде других стран.

Интернет-мошенничество: особенности и характеристики

Борьба с мошенничеством – это очень сложная экономическая, психологическая, правовая и техническая задача. Парадоксально, но данная проблема отражает, с одной стороны, наличие упадка и «теней» в экономике, а с другой – является плодом ее активного развития, в частности, расширения масштабов бизнеса во «всемирной паутине».

По большей части мошенничество в интернете продолжает традиции и принципы традиционного обмана. Вместе с тем, оно имеет некоторые специфические характеристики:

  1. Оно отличается распространением на международном уровне;
  2. Чаще всего оно латентно (то есть никак не зарегистрировано и не наказано);
  3. Часто используются подставные лица (физические и юридические);
  4. Цепочка преступного деяния очень сложна, состоит из большого количества звеньев, причем каждый из участников любого этапа виноват лишь «отчасти».

Обычно мошенники используют в своей деятельности украденные ими данные о картах, сайтах или аккаунтах других людей. Например, около четверти транзакций через электронные платежные системы сегодня отклоняется из-за невозможности подтвердить конфиденциальные данные. Отдельного внимания заслуживают и интернет-магазины. Случаи мошенничества с их участием происходят в десять раз чаще, чем, например, махинации с пластиковыми картами, которыми покупатели расплачиваются в режиме офлайн.

Такая ситуация приводит к тому, что многие люди просто боятся расплачиваться «пластиком» по интернету. Например, 20% пользователей так и не доводят начатые транзакции до завершения, потому что отказываются вводить личные данные. Установлено, что около трети карточек, «засветившихся» в платежных системах – мошеннические. Конверсия достигает значения 2-3%. Многие посетители интернет-магазинов заходят туда вовсе не с целью приобрести какой-либо товар или услугу, а с целью получить конфиденциальные данные других его клиентов.

Особую роль в ситуации играет латентный характер мошенничества, а также преобладание транзакций на небольшие суммы. Представители интернет-магазинов отмечают, что около 25% попыток совершить оплату – это действия интернет-мошенников. Транзакции в этом случае, как правило, отклоняются из-за того, что пользователь не может пройти первичную или вторичную аунтефикацию (срок его карты истек или ее номер вводится неправильно большое количество раз). А данные, предоставленные компанией VISA, и вовсе заставляют задуматься: более 47% предъявляемых при различных операциях карточек принадлежат злоумышленникам. Однако эта цифра не имеет официально подтверждения.

Значение конверсии в магазинах Ру-зоны составляет в отдельных случаях до 30%. Важно отметить, что размах мошенничества с картами в интернете в разы превышает уровень мошенничества в офлайн-торговле.

Основные виды интернет-мошенников

Интерпол разработал собственную классификацию интернет мошенников. Однако она достаточно официальна и малопонятна неподготовленному человеку. А между тем, умение различать злоумышленников может пригодиться многим: и экономистам, и юристам, и айтишникам.

Итак, все интернет-мошенники могут быть разделены на несколько видов:

  1. «Любопытные» - это люди, которые не имеют злого умысла и совершают свои деяния из-за любопытства и неграмотности;
  2. «Профессионалы» - это те, кто совершает противоправные действия, руководствуясь злым умыслом;
  3. «Фобы» - это люди с нарушениями психики, страдающие неврастенией или теми или иными формами зависимости;
  4. «Хулиганы» - действуют, основываясь на хулиганских побуждениях;
  5. «Воры» - это люди, которые взламывают компьютерные системы, движимые желанием на этом «навариться»;
  6. «Мусорщики» - это мошенники, которые внимательно изучают содержимое корзин и прочий интернет-мусор, желая собрать таким способом персональные данные пользователей;
  7. «Учителя» - это мошенники, которые «обучают» других, менее квалифицированных коллег работать в сети, объясняют им, к чему может привести нарушение регламента работы;
  8. «Подглядывающие» - это злоумышленники, которые несанкционированно проникают на различные сайты, используя информацию, предоставленную им зарегистрированными пользователями;
  9. «Инсайдры» - это люди, получающие инсайдерскую информацию и предающие ее кому либо «на сторону» (обычно руководствуются корыстными целями);
  10. «Аукционщики» - это мошенники, которые организуют «липовые» распродажи и аукционы, приманивая пользователей привлекательными ценами или интересными лотами, которых на самом деле не существует;
  11. «Нигерийцы» - это злоумышленники, которые незаконно присваивают себе чужое по «нигерийскому методу»: берут средства «на хранение» или как «депозит», обещая высокие проценты по нему;
  12. «Вымогатели» - это мошенники, распространяющие вредоносные вирусы, способные заблокировать компьютеры пользователей, а затем вымогающие с них деньги на «починку» устройства;
  13. «Домушники» - злоумышленники, которые используют в корыстных целях носители информации;
  14. «Перехватчики» - это люди, которые перехватывают данные в интернете и далее используют их в своих корыстных интересах;
  15. «Санта-Клаусы» - это злоумышленники, которые используют для проникновения в систему аккаунты уже зарегистрированных в ней клиентов;
  16. «Демпингующие» - это люди, которые обманывают пользователей, предлагая им сделки по купле-продаже несуществующих товаров по ценам ниже рыночных;
  17. «Саботажники» - это такие мошенники, которые саботируют нормальную работу сети, используя для этого организационные или программные методы;
  18. «Оседлавшие троянца» - это злоумышленники, которые сознательно распространяют вирусы типа «троянского коня» для того, чтобы решать таким образом собственные задачи, например, распространять вирусную рекламу;
  19. «Аналитики» - это люди, которые тщательно изучают все сообщения системы для получения в дальнейшем доступа к ней на незаконных основаниях;
  20. «Отпетые фрилансеры» - это злоумышленники, которые наживаются на людях, работающих по фрилансу. Они не оплачивают заказы, выполненные доверчивыми копирайтерами, или предлагают выгодную надомную работу, для устройства на которую нужно внести депозит.

На сегодняшний день напрочь отсутствуют качественные механизмы противодействия интернет-мошенничеству. Отсутствует адекватная ситуации нормативно-правовая база, не разработаны эффективные алгоритмы расследования.

Если говорить о Рунете, то средний портрет интернет-мошенника таков: это человек в возрасте от 30 до 35 лет, имеющий хорошее образование. Он характеризуется стремлением к организованной преступности в таких сферах, как коммерция, потребительский рынок (общественное питание, торговля, бытовые услуги), банковская сфера и государственная служба.

Как обеспечить безопасность виртуальной карты

Покупки по интернету стали совершенно обыденным явлением, и вот уже многие офлайн-магазины открывают свои представительства в сети. Как правило, селлеры предлагают несколько способов оплаты, но наибольшей популярностью традиционно пользуются виртуальные банковские карты. Они обезличены, а значит, очень привлекательны для виртуальных интернет-мошенников.

Злоумышленники используют много разных схем, но основная из них – это проведение фишинговой атаки (от англ. fishing – выуживание). Суть этого метода такова: пользователя отправляют на сайт фишеров, заманивая в социальных сетях или перехватывая его запрос в браузере. Иногда такой сайт имитирует интернет-магазин. Человеку предлагают ввести свои персональные данные: пароль, логин, всю информацию о карте для совершения оплаты. Все эти сведения оказываются, таким образом, в руках у злоумышленников. Статистика показывает, что 70% случаев «заманивания» в соцсетях становятся успешными.

В последнее время получил распространение и такой метод мошенничества, как «смишинг». Делается рассылка, в которой «банк» предлагает пользователю пройти на указанный в сообщении сайт для подтверждения персональных данных. Все просчитано до мелочей, а текст составлен психологически тонко, в результате большинство пользователей верят и отдают свою конфиденциальную информацию в руки злоумышленников.

Как «раскусить» интернет-мошенников

Чтобы не попасть в руки злоумышленников, нужно следовать некоторым несложным советам:

  1. Никогда и никому не передавайте свои персональные данные. Вводите их только на проверенных и заслуживающих доверия ресурсах;
  2. Пополняйте свою виртуальную карту небольшими суммами. Кладите туда ровно столько, сколько вам нужно в данный момент, и сразу же перечисляйте эти деньги. Так интернет-мошенники не смогут зафиксировать ваш остаток;
  3. Предоставлять свои конфиденциальные данные можно только тем сайтам, которые используют протокол Secure Sockets Layer, обеспечивающий безопасную связь клиента с сервером. Проверить этот факт можно самостоятельно: протокол обмена с соответствующей страницей должен начинаться не с «http://», а с «https://». Кроме того, в браузере должно присутствовать изображение замка.

Выполнение этих несложных правил защитит вашу виртуальную карту от посягательств со стороны злоумышленников.

Мошенники придумывают все новые методы кражи чужих средств. Например, человек вставляет свою карту в банкомат и снимает деньги. Он уходит, полностью уверенный в собственной безопасности, а на его место становится злоумышленник и измеряет температуру клавиш с помощью специальной инфракрасной камеры. Самая теплая – это последняя цифра ПИН-кода, самая холодная – первая. Этот способ кажи секретного кода тем вернее, чем меньше времени прошло с момента его введения. Поэтому, отходя от банкомата, всегда кладите на его клавиатуру ладонь: так вы поставите мошенников в тупик.

Если у вас есть вопрос,
задайте его нашему специалисту!
Задать вопрос:
менеджеру
Ваше имя:
Компания:
Ваш номер телефона:
Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Вход
Политика в отношении персональных данных
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров.
OK